Главная » 2012 » Июнь » 27 » Шежере-байрам – день памяти и благодарности потомков
11:18
Шежере-байрам – день памяти и благодарности потомков
История всегда таит в себе загадки, потому как человеческая память не в состоянии сохранить все, что было в прошлом. А помнить свои корни, мы просто обязаны. В одиночку человеческая память просто не способна охватить все аспекты истории рода, деревни, края.

К счастью – на это способна коллективная память. Яркий пример тому прекрасные праздники «Шэжэрэ-байрам». Не смотря на кажущуюся одинаковость с другими праздниками, «Шэжэрэ-байрам» - это отдельная и главная страница народной памяти о своих истоках. На таком празднике собираются все выходцы населенного пункта со своим потомством. После официальной части, многие собираются в кружок, где аксакалы и пожилые бабушки начинают вспоминать, кто кому и как приходится родственником. Если кто-то подзабыл чье-то имя, обязательно вспомнят совместными усилиями. Такой вот праздник намечается в д. Бикечево, который состоится 30 июня 2012 года.

Деревня Бикечево была основана в начале восемнадцатого века. Как утверждают историки, аул был назван по имени одного из его жителей Бекеса. Башкиры этой деревни принадлежат племени Кыпсак, род Бушман. Племенными атрибутами являются следующее: Священное дерево- Карама (Вяз), Священная птица: беркут (Орел), Племенной клич: Туксаба, родовая тамга бушман-кыпсаков- Хэнэк (Вилы). Я занимаюсь историей деревни и, с каждым новым архивным документом все больше открываются неизведанные страницы моего рода и односельчан. Изучению родословной односельчан очень помогают страницы «Ревизских сказок» которые проводились в Оренбургской губернии 18 и 19 веков. Необходимо отметить, что аул Бикечево входило в 21 юрту 9 кантона.

Так вот в «ревизской сказки» 1816 года указано, что в деревне жило 138 человек из них 63 мужчин и 75 женщин. А по переписи 1850 года уже отмечается тенденция к увеличению населения.

Соседство России с беспокойной казахской степью требовало надежных, умелых воинов для охраны ее границ. И этими защитниками ее пределов стали башкиры. Предки жителей Бикечево со времен вхождения Башкортостана в состав России, несли эту нелегкую пограничную казачью службу. Для учета воинского контингента края согласно, приказу царского правительства, каждые четыре года проводить перепись всего башкирского населения в виде «ревизских сказок». Всего же их было проведено десять. Самая последняя датируется 1859 годом.

Конечно же, большую отметину в народной памяти оставил 1812 года. Тут моим предкам и так же односельчан не приходится краснеть. Они были в составе легендарного 9-башкирского полка прошедшего с боями всю Россию в войне 1812 года и победоносно вступившего в Париж.

Благодаря архивным документам к предстоящему празднику многие фамилии коренных жителей нашей деревни обрели свои корни. Последняя сохранившаяся перепись на русском языке датируется 1850 годом. Потому как после перевода башкир из казачьего сословия в гражданское состояние, учет населения велось муллами деревенских мечетей в метрических книгах. А эти документы писались на языке «тюрки» и тем более арабской графикой. Что составляет определенные трудности при изучении архивов.

Записи 1850 года отделяют нас где-то примерно в три поколения, имена предков которых еще способна отследить человеческая память. Поэтому привезенные мной итоги «ревизской сказки» того года помогли составить шежере от конца 18 до 2012 года многим семьям деревни Бикечево. Эти документы в основном отслеживали связь поколений по отцовской линии, но иногда бывает и такое, что некоторые представители семей знающих узнавали о степени родства по материнской линии, потому как в «ревизских сказках» обязательно указывались имена жен с «девичьей» фамилией. Вот такая вроде мелочная подробность, а как помогает в составлении своей родословной.

Приходится отметить, что проведение «Праздника родословной» – это попытка и, кстати, весьма, успешная возрождения старинных башкирских традиций совместных празднований именно родственников, куда приглашались все поколения, независимо от степени родства. Где обязательно знакомились молодые поколения и давались наказы – помнить родство и свято выполнять его обязанности (взаимопомощь и поддержка).

Благодаря этому празднику, я надеюсь, что связь времен и поколений не прервется и славная история моей малой отчизны будет продолжена стараниями будущих потомков.

Автор: Талгат Ишемгулов
Категория: Наши новости | Просмотров: 495 | Добавил: РФ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar