Главная » 2022 » Март » 5 » В селе Таваканово сохранили традиции вязания башкирской шали
14:20
В селе Таваканово сохранили традиции вязания башкирской шали
Информационное агентство «Башинформ» продолжает знакомить вас с участниками третьего международного фестиваля «Платок символ Мира». Напомним, что он пройдет 30 апреля в селе Ермолаево по благословению епископа Салаватского и Кумертауского Николая и при содействии Союза мусульманских женщин Куюргазинского района.

Таваканово – одно из прекрасных сел нашей республики, расположенное в сказочном уголке Кугарчинского района. Село образовано около 270 лет назад, основателем является старший сын старшины Тавакана Сэнкем, когда-то переехавший с берегов Нугуша из Мелеузовского района. Сегодня Таваканово процветающий населенный пункт кугарчинской земли. В селе проживают более 600 человек. Здесь имеются крупное сельскохозяйственное предприятие “Тавакан”, молочный цех, врачебная амбулатория, многофункциональный сельский дом культуры, средняя школа, детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, почта, магазины.

Одним из хранителей традиций местного башкирского населения является башкирский народный фольклорный ансамбль «Сэнкем». Сәнкем – это старинное название деревни и рода сәнкем-кипчаков.

«Раньше наше село называли Сэнкем, его название до сих пор сохранилось в разговорной речи. И наш фольклорный ансамбль носит его имя. Ансамбль был создан в 2002 году. В нем выступает уже второе поколение самодеятельных артистов. Все участники ансамбля – самые талантливые, активные местные жители, некоторые из них работают в селе, многие являются пенсионерами. В свободное время мы собираемся в сельском клубе, занимаемся возрождением традиций и обрядов, придумываем новые элементы для башкирских национальных костюмов. Кроме этого ансамбль участвует в разных спектаклях, скетчах, в районных, республиканских конкурсах, занимает призовые места. В последние два года из-за пандемии участвуем в онлайн-конкурсах, занимали призовые места, защитили звание “народного”, который мы получили в 2008 году. В нашем репертуаре – старинные песни, такмаки, речевки, причитания, старинные мелодии, которые остались от наших прабабушек и прадедушек, сами придумываем к ним подтанцовки. Вся работа направлена на сохранение и передачу молодому поколению народного творчества. В основном возраст участников от 40 до 80 лет. Кроме этого в нашем культурном центре работает детский вокально-танцевальный ансамбль “Йәйғор”. У нас есть ансамбль гармонистов, инструментальный ансамбль. Мы работаем во всех жанрах. Наше село развитое, созданы все условия для счастливой жизни», - рассказывает директор многофункционального сельского клуба Таваканово, руководитель башкирского народного ансамбля “Сэнкем” Гульдар Абдрахимова.

К международному фестивалю «Платок – символ мира» башкирский народный фольклорный ансамбль «Сэнкем» представил обряд покрывания невесты шалью.

Согласно башкирской традиции при первой встрече невестки – снохи в доме жениха свекровь с теплыми пожеланиями укрывает ее пуховой шалью, связанной своими руками. До момента встречи невесты свекровь приглашает своих женщин-родственников, соседей, подруг, чтобы обработать пух, сделать пряжу и связать шаль. В Таваканово сохранились все эти башкирские традиции. Коза имела важную роль в башкирской семье. Она и кормит, и поит, и одевает, и греет семью, является источником дохода. Козу доят, из козьего молока делают кумыс, корот, а из шерсти мастерицы делают пряжу, вяжут шаль. В это ремесло мастерицы вкладывают всю душу.

Башкирская шаль — драгоценный дар. Пушистый теплый платок из тончайшего козьего пуха заслужил право называться брендом республики. В письменных источниках о башкирской шали упоминается с XVIII века. В те века шаль еще не была деталью исключительно женского костюма — исследователи края писали о широких вязаных пуховых платках, обыкновенно надеваемых с зимней одеждой. Тканая или вязаная середина полотна по краям дополнялась узорчатым орнаментом. Эти особенности башкирская шаль сохранила и по сей день.

Пуховый платок, созданный трудолюбивыми руками мастериц, связанный долгими вечерами при свете лучины, стал неотъемлемой частью одежды. Но одежда не только отражение жизни, быта народа, его взаимоотношение с природой, но и отношение его души, его многовековой культуры. Вязание башкирской шали, подобно другим ремеслам — ткачеству, вышивке — имеет богатые традиции. Шаль — не только деталь одежды. Она — неподражаемое, ни на что не похожее произведение искусства.

С начала зимы коз готовят к вычесыванию пуха: кормят сеном, зерном, поят чистой водой. Хозяин обязательно следит за тем, чтобы козы не застудились, но и в излишнем тепле не пребывали. Обязательно днем козы должны побывать на солнышке — в загоне. Эти правила содержания пуховой козы соблюдают тщательнейшим образом, иначе не быть хорошему пуху. Пух вычесывают в середине февраля, когда морозы крепчают, но зима уже начинает склоняться к весне — в эту пору пух бывает самым пушистым и густым. А перед тем, как вычесывать, козу день-другой держат в тепле, чтобы пух отходил легко и не сваливался. Сначала коз вычесывают редкой гребенкой, а после — частой. Хозяйки берегут своих любимиц и вычесывают пух медленно и плавно, чтобы не повредить козью кожу. С каждой козы получают до трехсот грамм теплейшего сырья. Полученный пух вычищают от грязи, пыли, отделяют пух от попавшей шерсти. Затем пух сортируют по цвету, длине и толщине. Каждый этап работы с пухом требует терпения и усидчивости — нужно вручную перебрать весь материал. После сортировки пух моют и обезжиривают. Последний этап работы с пухом — еще одно вычесывание — "шапалау", после которого пух становится мягким, шелковистым и уже готов стать пряжей.

«Я всегда в свободное время вяжу шаль. Вязанию я обучилась в пятом классе. Шаль была нашим основным доходом, мы ее продавали и покупали все необходимое. В нашем селе практически все вяжут, все женщины мастерицы. Раньше содержали много коз. Сейчас коз не все держат, так как можно без проблем купить козью шерсть. Ее мы заказываем из Волгограда, они по качеству тверже и долго пушатся. Пух наших коз легко пушится, и они очень мягкие. Раньше ценился пух калдарских коз. Наши шали пользуются большой популярностью. Их закупают с севера, с Казахстана. При встрече снохи с добрыми пожеланиями обязательно укрываем ее шалью, чтобы сноха была мягкой, трудолюбивой, а душа была светлой. Узор шали - почерк мастерицы. Существует несколько видов башкирской шали: елочки, лапки, ромбики, зигзаг. При вязке шали начинают с одного края - каймы, потом переходят на серединку, затем вяжутся остальные три каймы и все соединяется. Средний вес шали триста грамм. Каждая шаль вяжется 2-3 недели. Обычно шали вяжутся в зимнее время, когда сельских работ значительно меньше. Бывало и для Узбекистана вязали большую шаль. Стандартная шаль идет на 160 рядов», - рассказывает участница ансамбля «Сәңкем», жительница Таваканово Рамиля Каразбаева.

Некоторые умелицы еще и в середине полотна вывязывают узоры. Лишь немногие вязальщицы владеют искусством цельного вязания традиционной башкирской шали. В завершение вывязываются углы шалей, которые скрепляют всю композицию воедино. Готовую шаль вымачивают в прохладной воде и сушат, растянув на всю ее ширину, в хорошо проветриваемом помещении. Особое внимание уделяется тому, чтобы шаль сохранила квадратную форму. Традиции многосложного процесса работы с сырьем и готовой шалью позволяют сохранить особенности козьего пуха, по определению самих мастериц, "как у самой козы". Свойство козьего пуха реагировать на холод используют и для того, чтобы распушить только что связанную шаль. Её в морозный день кладут и втаптывают в только что выпавший свежий снег, а после, стряхнув снежок, вывешивают сушиться. Это называется "өбөрҫөгә шәл тапау". Такая процедура позволяет добиться особой пушистости благодаря народной практике.

Участники народного фольклорного ансамболя “Сэнкем” отличаются своеобразными национальными костюмами.

«Наши нагрудники символизируют род, их нам делают на заказ. Наш род кипчак, поэтому мы носим кипчаковские нагрудники. Нагрудники олицетворяют статус женщины. Украшаются они монетками – как лучики солнца, ниже идет как форма дома, ниже как опора – тояҡ. Ряд монеток показывает количество детей. Оборки на платьях также показывают количество детей», - отметила руководитель башкирского народного ансамбля “Сэнкем” Гульдар Абдрахимова.


Источник - ИА "Башинформ"
Категория: Наши новости | Просмотров: 165 | Добавил: РФ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar