Главная » Статьи » Биографии » Хореографы

Эмма Тимиргазина
эмма тимиргазинаБудущая балерина родилась 8 января 1938 года в деревне Бурино Кунашакского района Челябинской области, куда ее отец, Мухаметвасил Тимиргазин, отвез семью на два года, пока сам учился в Высшей школе пропагандистов при ЦК ВКП(б) в Москве.

В школу Эмма пошла в 1945 году в Уфе. Но проучилась там всего два года. В 1947 году перед зданием театра оперы и балета появилось большое объявление о наборе учащихся в Ленинградское хореографическое училище. Желающих поступить было много, более двухсот человек, а принимали всего 20. В числе этих счастливчиков оказалась и Эмма. Так начался ее путь в большой балет.

Педагогом с первого до последнего класса была Найма Валеевна Балтачеева. Воспитанникам вообще необыкновенно повезло. «Когда начали учиться, нами много занималась сама Агриппина Яковлевна Ваганова, имя которой носит теперь училище, — рассказывает Эмма Мухаметвасиловна. — Счастья общаться с ней нам хватило лишь на четыре года: в 1951-м Агриппина Яковлевна умерла. Ко мне она относилась очень хорошо. Во втором классе я долго болела, но она настояла, чтобы меня перевели в третий: «Девочка способная, переведем». Однако, когда начала по-детски зазнаваться и лениться, именно Ваганова дала мне строгий урок: поставила «тройку» на экзамене, объяснив, что никогда нельзя распускаться, никогда нельзя терять голову и что рассчитывать можно только на себя. Я запомнила это на всю жизнь».

В начале пятидесятых здесь же учился тогда еще никому не известный Рудольф Нуреев. Он приехал в Ленинград где-то в 1954 — 1955 годах и пробыл в училище в течение двух лет. Эмма Мухаметвасиловна вспоминает: «Понимаете, он был не от мира сего — жил только балетом. Еще я помню, что постоянно учил английский язык. В то время такая страсть к иностранным языкам выглядела странно, мы над Нуреевым подшучивали, а он нам отвечал: «Смейтесь, смейтесь! Вскоре весь мир обо мне узнает!»

В 1956 году Эмма вернулась в родной театр уже артисткой балета. Тогда здесь блистали Зайтуна Насретдинова, Гузель Сулейманова, Тамара Худайбердина, Халяф Сафиуллин и другие звезды хореографии, которых молодежь боготворила. Педагогом-репетитором Эммы стала Зайтуна Насретдинова.

21 ноября 1956 года на сцене Башкирской государственной филармонии проходил дебют молодых артистов балета, окончивших Ленинградское хореографическое училище. В газете «Ленинец» появилась статья С. Сахарова «Дебют молодых». Вот что писал автор об Эмме: «Из молодых нельзя не отметить выступление Э. Тимиргазиной. Ее танец темпераментен, эмоционален, лиричен. Эти качества хорошо раскрылись при исполнении ею па-де-де из балета Минкуса «Дон Кихот» и «Адажио» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского».

Вскоре, в 1957 году, состоялся и первый выход на большую сцену в роли служанки в «Тщетной предосторожности». Эмме пришлось выступать после единственной репетиции. О ее участии в спектакле ей сообщили только утром, а вечером она уже танцевала. Помогла хорошая от природы память.

В 1961 году балетмейстером Халяфом Сафиуллиным был поставлен балет Наримана Сабитова «Буратино». Композитор написал не только музыку, но стал и автором либретто, дирижером и душой постановочной бригады. Партию Мальвины танцевала Эмма. Спектакль прошел успешно, коллектив балета был удостоен Почетной грамоты Башкирского обкома ВЛКСМ.

Вот что писали об Эмме: «Эмма Тимиргазина — совсем еще молодая танцовщица. Легкость в танце — качество очень ценное и довольно редкое. Эмма обладает этим даром. Она ведет свою партию безупречно, легко преодолевая все танцевальные трудности!» А известный башкирский писатель Сагит Агиш после спектакля сказал отцу Эммы, что его дочка летает на сцене, как пушинка.

В 1963 году в Уфе побывала известная писательница Антонина Коптяева, которая с удовольствием посмотрела спектакли нашего театра и наряду с Гузель Сулеймановой назвала мастером сцены и Эмму Тимиргазину.

Короток век балерины на сцене, но за время, отпущенное Эмме, она исполнила такие главные партии, как Сольвейг в одноименном балете на музыку Грига, Анель в «Голубом Дунае», Маша в «Щелкунчике», Мария в «Бахчисарайском фонтане», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Жизель и многие другие. Эмма всегда была очень легкой, музыкальной, техничной балериной, с мягкими движениями рук, тела, с легкими динамичными прыжками.

25 декабря 1977 года в Башкирском театре оперы и балета состоялся творческий вечер заслуженной артистки БАССР Эммы Тимиргазиной. Она танцевала партию Китри в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Заслуженная артистка РСФСР Майя Тагирова писала: «Партия Китри — самое совершенное ее (Эммы Тимиргазиной) создание. Ее Китри озорна, смела и предприимчива. Она — дитя улицы, любимица пестрой, веселой толпы. Жизнерадостность, энергия, темперамент бьют в ней ключом. Танец балерины свободен от штампов. Она по-своему решает каждый эпизод, каждую вариацию заставляет смотреть с интересом. Тимиргазина не старается танцевать эффектно, все в ней просто и жизненно». Закончила Майя Тагирова свою статью словами: «Лучшими своими ролями балерина сказала свое слово в башкирском искусстве».

Больше Эмма не танцевала (врачи посоветовали оставить сцену) и перешла на должность педагога-репетитора в своем театре, где проработала до декабря 1993 года. Обстоятельства вынудили ее оставить театр, которому она отдала 37 лет жизни, и принять приглашение Челябинского театра оперы и балета. Челябинцы уже знали ее, здесь Эмма Тимиргазина ставила балет «Чипполино» на музыку К. Хачатуряна.

С декабря 1993 года началась работа в Челябинске. Эмма готовила к постановке балет Л. Минкуса «Дон Кихот». В апреле 1994 года состоялась премьера. Это был триумф Тимиргазиной. Недаром после спектакля один из танцовщиков, Жора Плиев (он когда-то начинал танцевать в нашем театре), сказал, что он смотрел на сцену, на солистов, а видел Эмму. Довольны были все: и зрители, и оркестранты, и артисты, которые после спектакля сказали своему балетмейстеру: «Спасибо за праздник, который вы нам подарили!»

В 2002 году Эмма вернулась в Уфу и начала работать в Уфимском хореографическом училище. 55 с лишним лет отдала она хореографии. 22 года сама танцевала на сцене, а сейчас делится опытом, знаниями, любовью к хореографии с молодыми артистами и учениками. С большой любовью относится к своим воспитанникам, радуется их успехам, огорчается неудачам. Для нее занятия с ними — это тот же творческий процесс. Она во всем подлинный художник, влюбленный в искусство и красоту.

В числе учеников Эммы Мухаметовны – заслуженная артистка России Т. Сулейманова, дипломант международного конкурса артистов балета «Арабеск-2000» Ю. Шамарова, солисты балета Э. Тимербаева, Э. Сулейманов, Ю. Черных, А. Закиров и др.

Автор: Клара ТИМЕРГАЗИНА
Источник - agidel.ru
Категория: Хореографы | Добавил: РФ (08.01.2018)
Просмотров: 1340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar