Главная » Статьи » Биографии » Хореографы

Она стояла у истоков первого башкирского балета (К 105-летию со дня рождения балерины и балетмейстера Нины Анисимовой)
Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Нины Анисимовой, выдающегося деятеля русского и советского балета, ставшей создателем первого в истории башкирского балетного спектакля «Журавлиная песнь».

Нина Анисимова родилась 14 января (27 января по новому стилю) 1909 года в Петербурге. В 1926 году окончила Ленинградское хореографическое училище. Работала в Ленинградском Малом театре. С 1927 по 1958 годы была ведущей танцовщицей Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Была первой исполнительницей в известных балетах «Пламя Парижа» (Тереза), «Партизанские дни» (Настя) Бориса Асафьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна (Айша). Танцевала ведущие роли во многих классических балетных спектаклях. С особым успехом Нина Анисимова исполняла испанские танцы в балетах «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Лауренсия» Александра Крейна и других. Прославилась как выдающаяся характерная танцовщица, отличавшаяся обжигающим темпераментом, броской манерой исполнения и тонким чувством стиля.

Позже Нина Александровна преподавала на балетмейстерском отделении Ленинградской государственной консерватории. Получила известность своими постановками классических балетов в Перми, Уфе, Софии, Будапеште и Копенгагене. Являлась заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР.

Многие годы совместного творчества связывали Нину Анисимову с Башкирией. Она внесла значимый личный вклад в становление башкирского национального балета в самый сложный, начальный период. В 1944-1947, 1952-1955 годах Нина Александровна часто бывала в Уфе и тесно сотрудничала с Башкирским государственным театром оперы и балета, отдавая много сил постановке первого башкирского балета «Журавлиная песнь».

В 1944 году, к 25-летнему юбилею образования Башкирской АССР, уфимские зрители увидели этот балет на сцене театра оперы и балета. Он был поставлен Ниной Анисимовой на музыку композитора Льва Степанова. Консультантом по башкирскому фольклору выступил тогда еще молодой композитор Загир Исмагилов. Впоследствии он стал полноправным соавтором Льва Степанова. Автором либретто балета был Файзи Гаскаров. Постановка спектакля в первой редакции проходила при участии знаменитого артиста балета Халяфа Сафиуллина, который был ассистентом Нины Анисимовой и уже тогда проявил незаурядные способности хореографа-постановщика.

В этом балете Нина Александровна добилась удивительно гармоничного соединения русского классического балета с народным танцем и национальными обрядами. Ключевой фигурой спектакля стал Журавль — тотемная птица древних башкир, поэтический символ свободолюбия народа, герой многих старинных легенд.

Большую организаторскую роль в постановке балетного спектакля сыграл первый генеральный директор и главный режиссер Башкирского театра оперы и балета Тимер-Булат Губайдуллович Имашев. Он повез исполнителей в Пермь, где во время войны был настоящий балетный центр (туда из Ленинграда эвакуировались Государственный академический театр оперы и балета им. Кирова и Хореографическое училище), привлек к работе лучших педагогов-репетиторов, организовал репетиции и прогон спектакля. Балет стал звездным часом двух выдающихся артистов Зайтуны Насретдиновой и Халяфа Сафиуллина, которые создали поэтические, глубоко проникновенные образы героев старинной башкирской легенды, в которой священные птицы-журавли и сама природа помогают влюбленным обрести счастье.

В 1955 году Нина Анисимова вновь осуществила постановку балета «Журавлиная песнь» во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве. Блестящее выступление башкирских артистов, великолепное адажио, сложные вариации, монологи, насыщенные высоким драматизмом, в полном смысле слова покорили столичную публику и принесли высокое профессиональное признание исполнителям главных ролей Зайтуне Насретдиновой и Халяфу Сафиуллину, всему составу башкирского балета. Газеты «Правда», «Известия» и другие центральные издания в эти дни были полны восторженных отзывов о спектакле. За вклад в развитие национального балета в 1957 году Нина Анисимова была удостоена почетного звания «Народный артист Башкирской АССР».

В последующие годы отрывки из спектакля «Журавлиная песнь» увидели зрители Англии, Болгарии, Польши, Китая и других стран. В 1959 году балет был успешно экранизирован на Свердловской киностудии.

Балет «Журавлиная песнь» стал первым балетным спектаклем, который увидел совсем еще юный Рудольф Нуреев. Он потряс мальчика и во многом определил его дальнейшую судьбу. Позднее одной из первых его работ стал образ Джигита в этом балете.

В первой постановке балета Нина Анисимова смогла собрать вместе целое созвездие талантливых творцов — композитора, балетмейстера, исполнителей, художников. Балет «Журавлиная песнь» живет до сих пор и стал подлинной легендой, символом национального искусства республики, жемчужиной башкирской балетной классики. Он воспитал и продолжает воспитывать новые поколения артистов балета, балетмейстеров, театральных художников и режиссеров.

В течение многих лет Нина Анисимова поддерживала теплые связи с башкирскими артистами, всегда интересовалась их творческими делами, радовалась успехам.

Скончалась Нина Александровна 23 сентября 1979 года и похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

Автор: Владимир Романов
Источник - www.bashinform.ru
Фото: www.kino-teatr.ru
Категория: Хореографы | Добавил: РФ (14.01.2014)
Просмотров: 848 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar