Главная » Статьи » Биографии » Композиторы РБ

Современники называли его «солнечным» человеком (К 90-летию со дня рождения Наримана Сабитова)
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося композитора и дирижера Наримана Гилязевича (Гилязетдиновича) Сабитова.

Нариман Сабитов родился 11 января 1925 года в Казани, в семье артиста Татарского государственного театра драмы и комедии. С детства у него появилось желание посвятить себя музыке. В 1932 году главу семейства арестовали по лживому доносу и после нескольких месяцев тюрьмы выслали в административную ссылку в Уфу.

В Уфе Нариман учился в знаменитой школе №3, был живым и веселым мальчиком, хорошо играл на фортепьяно и любил петь. В 1944 году Нариман Сабитов поступил в Башкирскую национальную студию при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, окончил ее в 1946 году, затем продолжил учебу на композиторском факультете консерватории. Учился он у выдающегося композитора и педагога, народного артиста СССР Анатолия Александрова. Одновременно он проходил курс симфонического дирижирования у известного педагога Ивана Дружинина.

В 1953 году после окончания консерватории Нариман Сабитов возвращается в Уфу. Здесь до 1971 года он работает дирижером Башкирского государственного театра оперы и балета. С 1953 по 1967 год являлся главным дирижером театра. Одновременно Нариман Гилязевич вел активную композиторскую и концертно-просветительскую деятельность.

В театре он дирижировал более чем 30 спектаклями. С участием Наримана Сабитова было поставлено свыше 20 сочинений зарубежных, русских и башкирских композиторов — оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки, «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Аида» Джузеппе Верди, «Акбузат» Антонио Спадавеккиа и Халика Заимова, «Современники» Хусаина Ахметова, балеты. В 1955 году Нариман Гилязевич успешно выступил на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в качестве дирижера.

Нариман Сабитов много сделал для развития и становления национального балета, симфонической камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки, творчески соединив интонации башкирских и татарских песен с классическими формами и средствами современного музыкального языка. В его богатом творческом наследии — балеты «Горный орел» (в соавторстве с Хусаином Ахметовым), «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь», «Страна Айгуль» (по пьесе Мустая Карима), симфонические поэмы, сюиты, концерты для скрипки, фортепьяно и симфонического оркестра, прелюдии, вариации, кантаты и произведения для хора, более 200 песен и романсов.

Как композитор Нариман Сабитов много работал для молодого поколения. Популярность получили его детская опера «Безусый волшебник», балеты «Буратино», «Мурзилка-космонавт» и другие, инструментальные пьесы и хоры для детей.

Произведения Сабитова исполнялись в Москве, Ленинграде, Астрахани и других городах страны, звучали на пленумах и съездах Союза композиторов СССР и Башкирской АССР, записывались на Всесоюзном радио, грампластинках фирмы «Мелодия», издавались Всесоюзным издательством «Музыка».

За большой вклад в развитие музыкального искусства Нариману Сабитову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР». В 1972 году ему посмертно присуждена Республиканская премия им. С. Юлаева. Награждался орденами Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета». Являлся лауреатом премии им. Г Саляма.

Скончался композитор на 46-м году жизни 9 июня 1971 года в Севастополе, в дни гастролей Башкирского театра оперы и балета, похоронен в Уфе. Нариман Сабитов оставил о себе очень хорошую память. Коллеги и друзья любили Наримана Гилязевича за душевную щедрость, жизнерадостность, человеческое обаяние и общительность, у него было много друзей и каждому он отдавал частичку своего сердца. Композитор Загир Исмагилов вспоминал: «Нариман Сабитов удивлял меня своей работоспособностью. Быть главным дирижером и писать музыку — необычайно сложно. Я любил наблюдать за ним во время обсуждения произведений коллег в Союзе композиторов. Когда выступал Нариман, все замолкали и слушали его с большим вниманием. Он прекрасно владел русским языком, легко мог переходить с него на башкирский и наоборот… Нариман всегда был уверен в себе и умел сказать так, чтобы заставить автора поверить в доброжелательность и правомерность критики…Он был образованным и мастеровитым человеком…Он находился в расцвете своего таланта и действительно мог еще создать немало прекрасной музыки, если бы внезапная смерть не остановила бурного течения его жизни…»

На доме №9 по улице Октябрьской революции в Уфе, где жил и работал композитор, установлена мемориальная доска. Имя Наримана Сабитова носит Уфимская детская музыкальная школа №1. В 1995 году в Уфе учрежден Открытый конкурс музыкантов-исполнителей имени Н. Сабитова.

Дело Наримана Сабитова продолжает его младший сын Рустэм Нариманович, тоже ставший известным композитором.

ИА «Башинформ», Владимир Романов
Категория: Композиторы РБ | Добавил: РФ (11.01.2015)
Просмотров: 1830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar