Главная » Статьи » Биографии » Композиторы РБ

Роберт Газизов
Наш соотечественник, известный композитор Роберт Газизов празднует 25 сентября день рождения. Ему исполняется 75 лет. Роберт Газизов — автор знаменитых хитов «Теплый дождь», «День в сентябре», «Ожидание любви». В настоящее время живет и работает в США.

Роберт Газизов начал занятия музыкальным творчеством в том возрасте, который издавна называют «середина жизни», когда другие уже подводят первые итоги. Может быть, этим объясняется необыкновенная интенсивность творчества ком­позитора, словно стремящегося наверстать упущенные годы.

Роберт Хакимович Газизов родился 25 сентября 1939 года в го­роде Уфе. Музыкальные способности проявились рано, но сочине­ние не сразу стало основным занятием юноши. После окончания Уфимского авиационного института в 1962 году, работая инжене­ром на заводе, а затем преподавателем Уфимского нефтяного ин­ститута, он одновременно учился на заочном отделении Уфим­ского училища искусств.

Затем продолжил учебу в Казанской го­сударственной консерватории по классу композиции известного композитора и авторитетного педагога профессора А С. Лемана, заложившего основу его профессиональных знаний и навыков. С открытием в столице Башкирии музыкального вуза, Роберт Гази­зов перевелся в Уфимский государственный институт искусств, и в 1973 году окончил его по классу композиции профессора 3. Г. Исмагилова.

В этом же году Р. Газизов начал работать заведующим музыкальной частью Республиканского русского драматического театра. Становится членом Союза композиторов СССР в 1974 году, затем – ответственным секретарем правления Союза компо­зиторов БАССР, а с 1978 по 1992 годы избирается председателем правления республиканской композиторской организации. С 1980 по 1992 год также выполняет обязанности секретаря правления Союза композиторов России С 1992 года – на творческой работе.

Широк образно-тематический и жанровый диапазон сочинений Роберта Газизова. В 70-е годы наиболее притягательной для композитора была область вокальной и сценической музыки. Значительными достижениями вокально-хорового творчества в этот период стали его оратории, хоровые и песенные циклы. Гражданственность и лирика, патриотическая тематика и философские размышления о сущности бытия – таков основной круг образов этих сочинений.

Если интерес Р. Газизова к хоровым жанрам в 70-е годы, дума­ется, был стимулирован его творческим сотрудничеством с заме­чательным коллективом – Башкирской государственной хоровой капеллой, возглавляемой тогда талантливым музыкантом, главным хормейстером Т. Сайфуллиным, го песня была в центре внимания композитора всегда

Тонкой поэтичностью и красотой мелодических образов пле­няют лирические песни «Звезды любви» (ел. М. Сиражи), «Ябло­невый цвет» (ел. У. Киньябулатова), «Белые березы» (ел. М. Гали) и другие. Многие из них пользуются заслуженной популярностью у слушателей и исполнителей- записаны на пластинки, звучат в эфире и на концертной эстраде, на подиумах крупных междуна­родных и всероссийских песенных конкурсов и фестивалей. Ряд песен Роберта Газизова: «Неизвестному солдату» (ел. М. Карима), «Разведка боем» (ел. В Татаринова), цикл «Дороги» (ел. А. Фи­липпова) – удостоены премий на всероссийских и республикан­ских конкурсах на лучшую песню.

Удачна работа Р. Газизова в области сиенической музыки, при­влекающей композитора широкими возможностями для творче­ского экспериментирования, поисков новых выразительных средств во взаимодействии музыки и слова, пластики и визуаль­ного ряда.

Симфоническая и камерно-инструментальная музыка – основ­ная область творческих интересов Роберта Газизова в 80 – 90-е годы. Именно здесь происходит наиболее интенсивное развитие и становление собственного стиля композитора, формируется пред­почтительный круг тем, образов и интонаций, музыкальных форм и жанров, выразительных средств и принципов структурирования.

Характерные черты творчества Р. Газизова – логическая строй­ность архитектоники, эмоциональная насыщенность и динамизм развития, широкое использование принципов композиторской тех­ники XX века, полистилистики и полифонии – проявляются здесь в полной мере. Многие творческие находки Р. Газизова в сочине­ниях этого периода стали провозвестниками новых веяний в баш­кирской музыке, предопределив пути ее дальнейшего развития.

Воздействие фольклора на творчество Р. Газизова опосредо­ванно. Оно обнаруживается в ладоинтонационной основе его му­зыки: характерном для башкирского фольклора преобладании ангемитоники, широком применении секундовых и кварто-квинтовых сопряжении в гармонии, в типах образности, тематизма, во многом родственного башкирским протяжным напевам узун-кюй, скорым напевам кыска-кюй и плясовым, частушечным такмакам. Нередко используется тембровая и мелодико-фактурная имитация звучания народных инструментов курая и кубыза.

Показательным в этом отношении примером является Струн­ный квартет № 2. Главенствующую роль здесь приобретают поли­фонические методы разработки тематизма. Принципы композиции I и II частей укладываются в рамки фуги. Крайние разделы III части написаны в жанре токкаты, энергия и динамизм развития которой подготавливают драматическую экспрессию образов фи­нала.

Национальная основа музыкального языка квартета особенно ярко выражена в средних частях. Явственны фольклорные истоки II части: это свободная импровизационность в духе башкирских протяжных мелодий узун-кюй, подчеркнутая имитацией специфи­ческих приемов исполнительства на курае. Жанровая основа III части – танцевальность, рожденная в полистилистическом пере­плетении ритмов современной эстрады и мелодики, близкой баш­кирским плясовым.

В этой связи уместно упомянуть еще одну характерную черту стиля композитора – ощутимость влияния на его творчество эст­радно-джазовой стилистики, что в произведениях крупных форм имеет двоякую природу. С одной стороны, аккумуляция джазовых элементов чаще наблюдается в срединных разделах формы, что можно соотнести с традиционным для циклических композиций положением лирического центра. С другой – композитору удалось найти общие точки соприкосновения в искусстве джаза и нацио­нальной башкирской музыке фольклорной традиции.

Главные из них – преобладающая роль импровизационного начала, сложная многоплановая метроритмическая организация, принципы варьи­рования и т. п. Таков генезис джазовых элементов в Лирической сюите для камерного ансамбля, Концерте для эстрадно-симфони­ческого оркестра, Концерте для гобоя с камерным оркестром, Концерте для симфонического оркестра и других сочинениях.

Многие произведения Р. Газизова находятся в русле общей для современной мировой музыкальной культуры тенденции возрож­дения интереса к искусству прошлых эпох.

Творчески переосмысленные жанрово-стилевые черты музыки барокко, классицизма и романтизма отчетливо выявляются в таких его сочинениях, как Симфония № 2, Концерт для симфонического оркестра, Концерт для фортепиано, струнных и ударных, Второй струнный квартет, Концерт для гобоя с камерным оркестром и др.

Колористическое своеобразие музыке Роберта Газизова при­дают политональные соединения мелодических голосов и фактурных слоев, широкое применение кластеров, созвучий нетерцового строения и полиаккордики; изобретательность ритмической и тем­бровой драматургии, обращение к алеаторике и сонорным эффек­там.

Общие принципы архитектоники инструментальных сочинений Р. Газизова позволяют выявить два их основных типа.

В одних произведениях обнаруживается склонность автора к одночастности, трактуемой композитором как скрытая циклич­ность с элементами сонатности, вариационности, трехчастности и т.п. Причины этого явления кроются как в глубинной связи му­зыки Р. Газизова с традиционным башкирским искусством, специ­фикой народного формой творчества, так и в характерном свойстве мышления автора, стремящегося к предельной лаконичности, сжа­тости и емкости высказывания.

Примеры такого типа музыкальной драматургии – симфоническая поэма «Памяти героев», Концерт для оркестра № 2- Концерт для эстрадно-симфонического орке­стра, Концерт для фортепиано, струнных и ударных и другие.

Ко второму типу относятся произведения, в которых сугубо индивидуальное, авторское прочтение находят традиционные ака­демические жанры и формы, чьи неисчерпаемые художественные возможности подтверждаются органичностью «врастания» в них фольклорных элементов и богатого арсенала выразительных средств современной музыкальной лексики. Интересный пример творческого переосмысления традиций жанра сюиты – семь пьес для фортепиано «Настроения». Этот цикл привлекает богатством образной палитры, ярко выраженной национальной основой ме­лоса, а также щедрыми россыпями элементов джазовой стили­стики.

Роберт Газизов является организатором и участником много­численных музыкальных праздников и фестивалей, пленумов и съездов композиторов. Много энергии, сил и организаторского таланта отдает делу пропаганды музыкального искусства. Среди его начинаний — такие крупные явления культурной жизни ре­гиона, как ежегодные фестивали музыки композиторов Поволжья и Урала, фестивали старинной и современной камерной музыки, конкурс эстрадной песни «Агидель».

Произведения Р. Газизова звучат на родине, в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Италии, США. За вы­сокие творческие успехи композитор награжден орденом «Знак Почета» (1986), ему присвоены также звания лауреата премий комсомола Башкирии им. Г. Саляма (1984), заслуженного деятеля искусств БАССР (1987). В настоящее время композитор проживает за рубежом. (По А. Кудояровой.).

— Недавно завершил работу над мюзиклом «Эдвард» на современную тему, — сообщил Роберт Газизов. – Текст постановки и музыка написаны мной. По сюжету мюзикла действие происходит в наши дни. Главные герои — узнаваемые персонажи. Молодой человек делает хорошую карьеру, но попытка идти против системы приводит его, здорового человека, в психиатрическую больницу.

Планируется, что мюзикл Роберта Газизова будет поставлен на сцене одного из московских театров, в настоящее время идут переговоры с администрацией. Некоторые образцы музыки автор планирует разместить на своем сайте.

Источник - bashculture.ru
Категория: Композиторы РБ | Добавил: РФ (25.09.2014)
Просмотров: 3287 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar