Главная » Статьи » Биографии » Композиторы РБ

Роза Сахаутдинова
Творчество Розы Хайдаровны Сахаутдиновой давно стало достоянием Башкортостана. Ее яркие, запоми­нающиеся песни прочно вошли в репертуар исполнителей, в музы­кальный быт народа. Они проникают в душу своим чарующим мелодизмом, особой выразительностью, чисто «сахаугдиновскими» интонациями. «Вишневая гора», «Жизнь», «Кукушка», «Озеро лебедей», «Почему?», «Прошла молодость»…

Где же истоки такого самобытного дара? Откуда берет начало бьющий ключом щедрый поток ее мелодий? «Естественно, из дет­ства – говорит Роза Хайдаровна. – Семья была большая и дружная. Мама и папа хорошо пели. В нашем доме звучали башкирские и татарские песни, играли на тальянке, саратовской гармони, мама любила играть на гитаре. Помню, как она пела башкирскую народ­ную песню «Зульхизя»… Наверное, от сильнейших музыкальных впечатлений детства много лет спустя у меня родилась своя «Зуль­хизя» на стихи Булата Рафикова, где я в самом начале мелодии отталкиваюсь от основной, главной интонации народной песни» (из беседы с автором очерка).

Судьба забросила семью, жившую в Миякинском районе, где отец работал ветеринаром, мать – зоотехником, в далекий Таджи­кистан – город Душанбе, где 25 июня 1937 года и родилась Роза. Там вместе с семьей пережила трудности военных лег, пошла в школу, слушала и впитывала песни народов, проживающих в Средней Азии.

В начале 50-х семья вернулась на родину, в Башкортостан. В Чишмах Роза окончила среднюю школу, любила выступать в кон­цертах – хорошо пела и танцевала. Эта увлеченность сценой привела девушку в Башгосфилармонию, где позанимавшись в студии, она начала танцевать в ансамбле народного танца под руково­дством Файзи Гаскарова, а затем – в эстрадных бригадах, не­сколько лет работала в Сибае художественным руководителем Дома культуры, вела танцевальный кружок.

Любовь к музыке и большая тяга к знаниям привели одаренную девушку в Уфимское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. В 1971 году она защищает на «отлично» диплом и, по­лучив квалификацию дирижера и преподавателя, начинает рабо­тать в уфимской общеобразовательной школе №100, где органи­зует детскую хоровую студию. Коллектив, возглавляемый ею, не­однократно становился победителем на различных фестивалях и смотрах. Тогда и начинает молодой руководитель хора сочинять песни.

Еще в годы учебы она показала свои первые композиторские опыты композитору Халику Заимову, который их одобрил и посо­ветовал учиться дальше. Р.Сахаутдинова продолжала заниматься самообразованием, изучала теоретические предметы. Много сочи­няла, работала на телевидении звукорежиссером. Ее стали при­глашать на творческие встречи, ее песни записывались на радио, их стали печатать на страницах газет и журналов. Пришёл успех – Роза Сахаутдинова стала популярным композитором. Ее песни полюбили, запели.

Отсутствие специального композиторского образования стало для Р.Сахаутдиновой препятствием к вступлению в Союз компо­зиторов. Но Роза Хайдаровна, взяв рекомендацию Союза компози­торов Башкортостана и свои сочинения – ноты, пластинки, афиши, - поехала в Москву к председателю Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникову. Знаменитый композитор, прослушав множество её песен, убедился, что перед ним талант самобытный и яркий, – и в 1991 году она была принята в Союз композиторов СССР.

90-е годы – самый плодотворный период творчества Р. Сахаут­диновой. Она получает теперь уже официальное признание: за­служенный деятель искусств Башкортостана, народная артистка Башкортостана, лауреат премии имени Акмуллы и Рами Гарипова. Издательством «Китап» выпущены три её авторских сборника: «Влюбленные, к вам обращаюсь», «Озеро лебедей», сборник для детей «Искорки».

Она пишет много произведений для хора, му­зыку к драматическим спектаклям Башкирского академического театра драмы («Колыбельная», «Медея», «Через потери», «Про­щайте»), ТЮЗа («Идукай и Мурадым»), Сибайского театра («Четыре невесты Ахмадея»), к радиопостановкам, детским спектаклям.

И все же главным жанром в творчестве Р.Сахаутдиновой оста­ется песня. Ею написано более 500 песен. Именно здесь проявля­ется неповторимая индивидуальность композитора. Песни испол­няются известными артистами Башкортостана и Татарстана, запи­сываются на пластинки фирмы «Мелодия » в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Им присущи доходчивость музыкального языка, широта дыхания и распевность, мелодическая щедрость и богатая мелизматика, берущие начало от народной песни, искренность и глубина чувств.

На вопрос, как рождаются песни, Роза Хайдаровна отвечает: «Я выбираю те стихи, которые хорошо ложатся на сердце, проникают в самую душу. Важны и характер, и стиль, и мировоззрение ав­тора. Поэтому у меня для каждого поэта свой почерк, своя интона­ция. Стараюсь в стихах уловить основную мысль и уже предста­вить себе склад будущей мелодии. Ищу неповторимую вырази­тельную интонацию в звучании ритма поэтической речи. Но раз­виваю все это по-своему, так, как чувствует мое сердце. Посте­пенно слова словно оживают, наполняясь внутренним светом, об­ретают особую стройность, дыхание и… незаметно появляется ме­лодия … Я не записываю новую песню до тех пор, пока она окон­чательно не улеглась в моем сердце, пока не «запросилась» выйти из моей души».

Это цитата из рукописи автобиографической книги композитора, где Р. Сахаутдинова пишет о жизни, о встречах, ус­пехах и горестях. Пишет живо, искренне, с оттенком грусти гово­рит о том, что на поиски призвания ушли долгие годы. Она много работает, как бы стремясь наверстать упущенное в молодости.

После успешного исполнения на фестивале в Ижевске вокаль­ного цикла «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, ком­позитор создает романсы на стихи Марины Цветаевой. Тонкой передачей самых проникновенных чувств отличается вокальный цикл «Тайная любовь» на стихи Г.Зайнашевой.

Р. Сахаутдинова участвует в творческих встречах, проводимых в городах и районах республики, прекрасно исполняет свои песни и слушатель тепло воспринимает это. Песни композитора имеются в фондах государственной телерадиокомпании «Башкортостан».

Р.Сахаутдинова говорит о себе: «Да, я прошла нелегкую до­рогу жизни. Но трудности, наверное, и закалили мой характер. Всегда вспоминаю слова Шота Руставели: «Только тот узнает сча­стье, кто печаль переживет». И сейчас все непросто. Не всегда по­лучается то, что задумано. Но надо работать. Я твердо усвоила: под лежачий камень вода не течет. Только трудом каждодневным можно добиться успеха. Я много работаю, не выжидая вдохнове­ния – тогда оно само приходит. Сейчас я полна сил и энергии. Планов много. Буду писать, пока бьется мое сердце».

Автор: Э. Давыдова
Источник - bashculture.ru
Категория: Композиторы РБ | Добавил: РФ (25.06.2017)
Просмотров: 2986 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar