Главная » Статьи » Биографии » Композиторы РБ

Музыкой он создал памятник своему народу (К 100-летию со дня рождения композитора Хусаина Ахметова)
6 января исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося башкирского композитора Хусаина Ахметова, внесшего значительный вклад в развитие башкирской музыкальной культуры и формирование национального музыкального стиля. Поэт Сайфи Кудаш когда-то назвал его «соловьем из долины Сакмары».

Хусаин Ахметов родился 6 января 1914 года в деревне Чингизово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Баймакского района Республики Башкортостан, в бедной крестьянской семье. Детство будущего композитора было суровым. Рано лишившись отца, умершего в 1917 году, Хусаин батрачил, косил сено, пас лошадей. У его матери Каниты-апа было девять детей, большой дом и хозяйство. С 10 лет он со старшими братьями работал на лесосплаве, где прошел хорошую жизненную закалку. Его — маленького и худенького мальчика — брали туда из-за умения петь. С детства он слыл мастером исполнения башкирских протяжных песен. «Хусаина из Чингиза» знала вся округа. Великолепная природа, патриархальный быт деревень, национальные костюмы и народные обычаи заложили в будущего композитора знание жизни, любовь к родной земле. Стиль протяжной народной песни станет в его творчестве определяющим.

Желание учиться приводит его в Баймакскую горно-промышленную школу-техникум, а затем в Казанский музыкальный техникум, где он учился по классу скрипки. Именно в Казани знакомство с музыкой татарских композиторов и личная встреча с Салихом Сайдашевым наводят его на мысль стать профессиональным композитором.

В 1932 году Хусаин Ахметов поступает в башкирскую национальную студию при Московской консерватории. Учится на вокальном отделении, но вскоре выясняется, что истинное его признание — сочинение музыки. Сидя за инструментом в каком-нибудь классе, он любил подбирать башкирские народные мелодии, искать подходящий аккомпанемент, импровизировать. В 1936 году при студии открывается композиторское отделение, и Ахметов становится его первым учащимся. В первых же сочинениях молодого композитора — обработках народных песен «Густая черемуха» и «Урал», песнях на стихи Мажита Гафури и Кадыра Даяна, инструментальных пьесах чувствуется индивидуальный почерк. Из произведений студенческой поры наиболее известна сюита для скрипки и фортепиано, первая часть которой обрела самостоятельную концертную жизнь как «Фантазия на тему народной песни «Буранбай». Благодаря композитору эта любимая им народная песня зазвучала на скрипке в сопровождении фортепиано, в трехчастной форме. Для своего времени это было новым явлением в башкирской музыке.

С началом Великой Отечественной войны Хусаин уходит добровольцем на фронт. Его зачислили снайпером в истребительный батальон Краснопресненского района Москвы, но через три месяца службы демобилизовали из-за обострившейся болезни легких.

В ноябре 1941 года Ахметов приезжает в Уфу и работает музыкальным редактором на Башкирском радио. С 1944 года возобновляются занятия в башкирской национальной студии. Под руководством композитора Николая Чемберджи Ахметов создает обработки народных песен, песни «Весенняя заря» и «Подарок герою», баллады «Священная война», «Черный воин и молодой охотник» на слова Баязита Бикбая. Эти произведения положили начало созданию цикла баллад, посвященных Великой Отечественной войне.

В августе 1945 года Хусаин Ахметов, закончив студию, вернулся в Уфу. С этого времени начинается его активная творческая деятельность. Он создает сонату-фантазию для фортепиано, симфоническую сюиту «Лирические напевы», музыку к кинофильму «Советская Башкирия» (вместе с Рауфом Муртазиным). Специально к декаде Башкирской литературы и искусства в Москве (1955) были созданы кантата «Здравица» на стихи Ханифа Карима и «Прощальная песня» на слова Мустая Карима, которую спели все участники заключительного концерта декады на сцене Большого театра СССР.

Крупной его работой стал балет «Горный орел» (в соавторстве с Нариманом Сабитовым), премьера которого в апреле 1959 года окончательно превратила ее авторов в признанных композиторов.

Главное место в творчестве Хусаина Ахметова занимает вокальная музыка. Его песенное творчество можно назвать музыкальной летописью советской эпохи. Композитор искренне выражал идеи своего времени: пафос борьбы за мир, высокий патриотический дух, — без устали прославлял свой родной край и людей труда, пел гимн дружбе народов. У Хусаина Ахметова много вальсовых мелодий. Известная вальсовая песня «Уфа — прекрасная столица» на слова Рагиды Янбулатовой положила начало циклу песен, посвященных башкирской столице. В 1966 году при возведении курантов на Советской площади в Уфе эта мелодия была избрана музыкальной эмблемой города. Поистине народной стала песня Хусаина Ахметова «Родная деревня» на его собственные слова. Многие лирические песни и романсы композитора вошли в золотой фонд башкирской вокальной музыки.

Заметной вехой в творчестве Хусаина Ахметова стала написанная им в содружестве с драматургом Баязитом Бикбаем опера «Современники», премьера которой состоялась 11 декабря 1970 года.

Хусаин Ахметов много времени уделял общественной работе, занимаясь организацией музыкальной жизни в республике. В 1945 — 1947 годы он заведовал музыкально-фольклорным кабинетом при Управлении по делам искусств БАССР, занимался сбором и башкирских народных мелодий, которые были опубликованы в нескольких фольклорных сборниках. В 1948 — 1953 годы был председателем Союза композиторов республики, долгие годы работал заместителем республиканского Комитета защиты мира. Самые лучшие его годы (1946 — 1974) прошли в должности художественного руководителя Башгосфилармонии. Позже он возглавлял Хоровое общество Башкортостана.

В 70 — 80 годы прошлого столетия композитор очень много работал. Как истинного философа его интересовали проблемы жизни и смерти, времени и вечности, человека и природы. Хусаин Ахметов первым обратился к творчеству Мифтахетдина Акмуллы, написав на его стихи вокальный цикл «Пять стихотворений…» (1981). Он создал несколько вокальных циклов на стихи русских поэтов-классиков и поддержал этим русскоязычную линию в башкирской музыке. «Пушкиниана» на стихи Александра Пушкина, «Русская лирика» и «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, цикл на стихи Михаила Лермонтова — произведения, отобранные композитором для музыкального воплощения, поражают своей актуальностью и поныне.

Все романсы последних лет жизни на слова башкирских поэтов композитор объединил в вокальный цикл «Вселенная». Ему казалось, что их объединяет сама жизнь, вечно текущая под Луной…

Премьера его второй оперы «Нэркэс» по романтической трагедии Ильшата Юмагулова на либретто самого композитора и режиссера-постановщика Рифгата Валиуллина состоялась уже после его смерти в ноябре 1994 года. История любви юной Нэркэс и батыра Тимерхана разворачивается на фоне междоусобной войны между башкирскими родами. Две симфонии, симфоническая картина «Урал-батыр» при жизни композитора остались неисполненными.

В последние годы жизни композитор совершил настоящий подвиг. Пережив два тяжелых инсульта, Хусаин Ахметов вновь вернулся к творчеству. Он написал две симфонии, отредактировал балет «Горный орел», раннюю студенческую симфонию «Летопись», сочинил около 50 песен и романсов. В его музыке, как всегда патриотической и лирической, зазвучали новые темы: ночного звездного неба, вечности. Последняя его работа — окончательная редакция «Поэмы любви». Композитор фактурно изменил партию фортепиано, придав заключительному разделу скорбное настроение. Он словно прощался со всеми, усилив мотив трагического одиночества несчастного поэта.

Хусаин Ахметов оставил после себя богатое творческое наследие: оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыку к драматическим спектаклям и кинофильму. Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов на стихи башкирских и русских поэтов.

Хусаин Ахметов был удостоен Республиканской премии имени Салавата Юлаева. Ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, народного артиста РСФСР. Он награждался орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» (дважды).

Хусаин Ахметов покинул этот свет 8 января 1993 года. С 2008 года его имя носит Башкирская государственная филармония. На доме 29 по улице Тукаева в Уфе, где долгие годы жил и работал композитор, установлена мемориальная доска. Одна из новых улиц в городе Баймаке носит имя Хусаина Ахметова. В гимназии города Сибая имеется музей композитора.

Автор: Владимир Романов
Источник - www.bashinform.ru
Категория: Композиторы РБ | Добавил: РФ (06.01.2014)
Просмотров: 2070 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar