Кто-то наверняка улыбнется, вспомнив свое комсомольское прошлое. Кто-то хлопнет себя по лбу: «Вот же, а я совсем про это забыл!». А кто-то недоуменно пожмет плечами. Агитационной бригадой в СССР называли театральный коллектив, представляющий программу агитационного характера, сегодня агитбригада – это не только творческий коллектив, но и сценический жанр, обладающий особыми характеристиками. Чтобы определить характеристики «агитбригадного» жанра, давайте вернемся в прошлое.
В советские времена агитационная бригада возникала и существовала как небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив, постоянно действующий или сформированный на определенный срок для обслуживания хозяйственных и политических кампаний. Как указывается в Большой Советской энциклопедии, «агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, производствах…
«Синяя блуза» — агитационный эстрадный театральный коллектив, отражающий самые различные темы — от общеполитических и международных проблем до мелочей быта. Это было новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.
«Синяя блуза» породила тысячи последователей. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и, в основном, самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события.
Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны, некоторые группы гастролировали даже за рубежом. Обычно представление начиналось известной песней или маршем — парадом (антре).
Песен-маршей было много, но самым популярным, который распевала вся страна, был этот:
«Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём».
Успех нового искусства был велик. «Синяя блуза» была первым советским театром, выехавшим за границу. Триумфальные поездки, приглашение в Америку, аншлаги всюду.
В СССР отголоском «Синей блузы» в 1960—1980-е годы стали, появившиеся как жанр самодеятельного народного творчества, агитбригады, а в последующее время и до наших дней — клубы веселых и находчивых (КВН), которые широко распространились по стране так же, как и «Синяя блуза» в 20-х годах 20 века.
Агитационно-художественная бригада - как форма клубной театрализованной эстрады возникла на рубеже 20-30-х гг., как наследница «Синей блузы».
В разгар первой пятилетки и коллективизации кружки "малых форм", названные "агитпропбригадами" (в городе) и "агитационно-художественными бригадами" (на селе), стали обслуживать политические и хозяйственные кампании непосредственно на участках "трудового фронта", используя рифмованные лозунги дня, цифры сводок, доклады политинформаторов и т. д.
Агит-пропбригады слились с драмкружками, перешли на концертно-эстр. формы работы, предложенные сельскими АХБ (песня, танец, художественное чтение, одноактная пьеса в сочетании с политизированным конферансом, раешником или частушками на местную тему), а также в репертуаре оставались сатирические сценки на местную тему, где исполнители стремились к узнаваемости изображаемых отрицательных персонажей.
В годы Великой Отечественной войны АХБ получившие гордое название «фронтовых» бригад, которые внесли посильный вклад в общую Победу над врагом. В концертные программы включались песни и перепевы, чечетка, скетчи, одноактные комедии, дуэты из оперетт, фельетоны, солдатские анекдоты, былички, куплеты - та полуфольклорная стихия, которая была так близка и понятна была солдатам. Такие бригады создавались при каждой дивизии, армии фронта. В минуты затишья концерты ставились на передовой и порой звуки музыки доносились до вражеских окопов. Советские солдаты с нетерпением ждали приезда «фронтовых» бригад.
После войны для агитации и пропаганды среди населения для восстановления разрушенного войной и освоения целины вновь были привлечены клубные актеры-агитаторы. В середине 50-х гг. не было АХБ, которая не пела бы гимны кукурузе, не звала на целину. В поисках новых форм агитбригады вернулись к "Синей блузе", что стало ее реабилитацией. К новинкам относились мини-оперы и фольклорно-ярмарочные агитпредставления типа "Посиделок" и "Гуляний", включение в программы кинолюбительских материалов. Главные же изменения были связаны с тем, что в АХБ пришли режиссеры.
В 60-е гг. коллективы с интересными руководителями во главе переквалифицировались в "агиттеатры", которым присваивалось звание "народный".
В 70-е годы и в первой половине 80-х гг. в деятельности агитбригады огромная роль отводилась так называемому "позитивному материалу", показу положительных героев времени, воспеванию успехов. Это комсомольские стройки, Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль. Нефтепровод «Дружба», Усть-Илим.
В годы "перестройки" АХБ, всегда жившие по принципу "утром в газете, вечером - в куплете", угнаться за публикациями "Огонька" и передачами "Взгляда" не смогли. И только те АХБ, которые больше интересовались законами эстрадной юмористики, сумели без лишних аффектов перейти в новый статус любительских коллективов. Другие попытались найти некие переходные формы.
В 90-е гг. агитбригада, как жанр клубного творчества испытывает нелегкие времена и в основном сохранился в сельских клубах, домах культуры и РДК.
В сельских агитбригадах были свои нюансы – это наглядная агитация, как одно из средств воздействия. А именно выпуски «боевых листков» и «молний». Настенные газеты, стенды оформлялись совместно с комсомольскими и партийными организациями. В связи с расформированием многих сельскохозяйственных предприятий, забота об оформлении красных уголков легла на плечи сельских клубных работников и библиотекарей. Тут полный простор для фантазий. Нет уже тех жестких идеологических норм. Главное - сжатость, доступность и объемность предлагаемой информации, и естественно уют в помещении.
В постсоветский период агитбригада никого и никуда не агитирует и существует как название небольших коллективов студенческой авторской, художественной самодеятельности. Но остатки, жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую, основу КВНа.
Агитбригада — «штука» гениальная. Это такой «театр представления», доведенный до логического предела, когда он уже почти перестает быть театром. Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Узнаете КВНовское приветствие?
Далее у нас идет «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще! Всё это, придумано агитбригадой! Так что относиться к этому явлению нужно уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, заложившему материальную основу его благосостояния.
На современном этапе мастерство в области создания и воплощения жанра агитационной бригады предоставляет широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Овладев средствами агитации, работники культуры сами могут транслировать непререкаемые нормы и ценности современного общества в доступной и интересной для нас форме. Хорошим примером здесь может быть традиция выступлений агитационных бригад на различных мероприятиях.
На сегодняшний день агитационно-концертная бригада в сельской местности, выступая на зернотоках и полях – летом, на фермах – зимой, сохранила форму агитационно-художественных бригад 40-х годов - это концертно - эстрадная форма с элементами театрализации.
Составила: Е.Усова, заведующая АКБ Отдела культуры