Главная » Статьи » Биографии » Художники |
Галия Имашева
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Галии Шакировны Имашевой, видного деятеля культуры Башкортостана и России, яркого представителя театрально-декорационного искусства. Галия Имашева родилась 17 мая 1914 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии, ныне город Камень-на-Оби Алтайского края. Росла в семье школьного учителя, с детских лет рисовала. Ее отец, человек от природы очень музыкальный и чуткий к прекрасному, всячески поддерживал увлечение дочери, воспитывал ее художественный вкус. В 1931 году Галия Шакировна окончила художественное отделение Уфимского техникума искусств (ныне Уфимское училище искусств). Ее педагогами были известные художники, основатели башкирской школы живописи Касим Девлеткильдеев и Александр Тюлькин. Как театральный художник Галия Имашева начала работать в 1934 году в Баймакском колхозно-совхозном театре. С 1936 года ее деятельность была связана с Башкирским академическим театром драмы. Лишь с 1943 по 1946 год она работала в только что организованном Учалинском колхозно-совхозном театре. В 1938 году вступила в Союз художников. С 1946 по 1988 год Галия Имашева являлась главным художником Башакадемтеатра. С 1965 по 1971 год она руководила Союзом художников Башкирской АССР, входила в Художественный совет при Совете Министров БАССР, состояла членом правления Союза художников СССР. Художник Ахмат Лутфуллин так вспоминал о том периоде жизни Галии Имашевой: «Когда Галия Шакировна руководила работой Союза художников — это было плодотворным временем для мастеров, в коллективе царила творческая атмосфера, дух требовательности и доброжелательности. Он умело, творчески руководила Союзом, понимала и поддерживала талантливых художников. И само искусство ее говорит о большом таланте и опыте…». В Башакадемтеатре ею были оформлены многие спектакли национального, русского и классического репертуара: «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова, «Галиябану» Мирхайдара Файзи, «Черноликие» Мажита Гафури, «Карлугас» Баязита Бикбая, «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Магомет» Вольтера, «Мария Тюдор» Виктора Гюго, «Страна Айгуль» и «Салават» Мустая Карима, «Нэркэс» Ильшата Юмагулова, «Матери ждут своих сыновей» Асхата Мирзагитова и другие. За многие годы напряженной творческой деятельности Галия Имашева участвовала в постановке более двухсот спектаклей и по праву разделяла славу и успехи родного театра. Ее работа ярко отражала идейно-художественные поиски театра и одновременно представляла самостоятельное и глубоко индивидуальное явление. Значительное место в творчестве художника занимала работа над спектаклями по произведениям башкирских драматургов. Это объясняется не только репертуаром театра, но и личными устремлениями автора, любящего и знающего свой народ, его историю, быт и ментальность. Знание материала, сочетающееся с эмоциональностью, поэтичностью, высокой творческой культурой, позволило Галие Имашевой создавать произведения, обладающие большой силой художественного воздействия. Одна из ярких страниц в творчестве Галии Шакировны — работа над трагедией Мустая Карима «В ночь лунного затмения», к которой она впервые обратилась в 1964 году. Появление этого спектакля стало заметным событием в культурной жизни страны. За талантливое оформление этого спектакля Галия Имашева в 1968 году была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского. К этому произведению Мустая Карима она обращалась неоднократно. Позже она выполнила оформление спектакля для драматических театров Уфы, Горького, Бреста, Златоуста, Салавата, и каждый раз стремилась найти новое решение. Глубоко чувствуя и понимая драматургию Мустая Карима, открывающую художнику большую возможность для вдохновения и творческой фантазии, Галия Имашева в 1982 году начала работать над живописным триптихом на тему трагедии «В ночь лунного затмения», сочетая в нем элементы станкового и театрального искусства. Эта работа стала одной из вершин ее богатого творчества. Галия Имашева была сценографом ряда спектаклей Республиканского русского драматического театра и Башкирского государственного театра оперы и балета. Она оформляла концерты, создала эскизы костюмов для солистов Башкирского государственного народного танца имени Файзи Гаскарова. В 1979 году именно Галия Шакировна готовила костюмы для художественного кинофильма «Всадник на золотом коне». С 1937 года Галия Имашева участвовала в республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Ее работами восхищались зрители Москвы, Ленинграда, Ташкента, Алма-Аты, Галле и других городов. Ныне работы художника хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве, Башкирском художественном музее имени М.В. Нестерова, других крупных музеях страны. Галия Имашева была удостоена почетных званий народного художника и заслуженного деятеля искусств РСФСР и Башкирской АССР. Она награждалась двумя орденами «Знак Почета», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Галия Шакировна была супругой выдающегося деятеля башкирского театра Булата Имашева, но их совместная жизнь и творчество длились совсем недолго. Ей было тридцать лет, когда она осталась с двумя маленькими сыновьями и пожилой матерью после трагической гибели мужа. Галия Имашева вернулась из Учалов в Уфу и нашла в себе мужество продолжать напряженную творческую работу. Скончалась она 5 января 1995 года и похоронена в Уфе. В память о выдающемся деятеле культуры на доме №75/1 по улице Коммунистической, где долгие годы проживала Галия Шакировна, установлена мемориальная доска. Статьи о жизни и творчестве Галии Имашевой помещены в Краткую энциклопедию «Башкортостан», 3-й том Башкирской энциклопедии, Татарский энциклопедический словарь, Википедию, многие справочные издания. Автор: Владимир Романов Источник: bashinform.ru | |
Просмотров: 2120 | |
Всего комментариев: 0 | |