Главная » Статьи » Биографии » Музыканты |
Ишмулла Дильмухаметов
Сегодня исполнилось бы 90 лет знаменитому актеру, певцу, композитору, музыканту, кураисту-виртуозу Ишмулле Дильмухаметову, навечно вписавшему себя в историю музыкального искусства нашей республики. Ишмулла Ишкалеевич Дильмухаметов родился 15 сентября 1928 года в деревне Староякупово Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного района Башкортостана. С ранних лет любил слушать он старинные башкирские песни в исполнении своей матери Файрузы, которая обладала прекрасным голосом редкого тембра, искусно танцевала она и народные танцы. Курай вошел в его жизнь с самого детства. Первым его учителем стал отец — Ишкале Дильмухаметов, который воспитал прославленного кураиста Юмабая Исянбаева, покорившего Европу еще в 20-е годы. Отец привязывал пальцы сына к своим рукам, и так они репетировали целыми днями. Очень рано познал Ишмулла волшебную силу тростникового курая, который впитал в себя серебряное журчанье ручья, клекот беркута, звуки степных ветров. Освоил искусство игры на курае и второй сын Ишкале — Сайфулла, ставший прославленным кураистом башкирского Зауралья, наставником молодежи. Дильмухаметовы часто давали концерты дома, где собиралась вся деревня. Отец играл на курае, Ишмулла пел народные песни, а мать исполняла башкирские танцы. Когда началась война, Ишкале агай ушел на фронт защищать Родину. И всегда на военных дорогах с ним постоянно находился курай. Старшим в доме остался тринадцатилетний Ишмулла. Он помогал матери по хозяйству, работал в колхозе, однако никогда не расставался с кураем. Отец вернулся домой живым, но даже с искалеченной от ран рукой продолжал играть на курае. В 1943 году, получив высокую оценку своих музыкальных способностей, Ишмулла был принят в труппу Баймакского колхозно-совхозного театра драмы. С особым удовольствием играл он в тех постановках, где звучали песни и музыка. Здесь он проработал до 1949 года. Отслужив в рядах Советской армии, довольно долго работал актером Башкирского государственного академического театра драмы. На сцене этого театра он с большим успехом исполнил целый ряд колоритных образов. Особенно удавались ему роли, наполненные непосредственным характером, динамикой, народным юмором. Он исполнил больше двадцати крупных ролей. Среди них – Кудряш в спектакле «Зимагоры» Сагита Мифтахова, сын – в «Материнском поле» Чингиза Айтматова, Шараф – в «Асылъяре» Мирхайдара Файзи, Булат – в спектакле «Голубая шаль» Карима Тинчурина. Умение держаться на сцене, творческая индивидуальность, артистичность, эмоциональность – все это пригодилось ему, когда он перешел на работу солистом-кураистом Башкирской государственной филармонии. Эти годы (1966-1984) стали поистине звездным часом Ишмуллы Дильмухаметова. Он быстро стал известен как один из ведущих артистов башкирской эстрады, проявил себя уникальным виртуозным кураистом, талантливым композитором и певцом-импровизатором. С его творчеством связано возрождение характерной для мастеров прошлого манеры игры на курае в сочетании с элементами горлового пения, использования богатых резонансных возможностей национального инструмента. Репертуар Ишмуллы Дильмухаметова включал в себя множество башкирских народных вокальных и инструментальных мелодий – «Урал», «Буранбай», «Гильмияза», «Зульхиза», «Сынрау торна» и других. Огромной популярностью пользовалась концертная программа «Урал мондары», с которой вместе с выдающимся певцом Рамазаном Янбековым они объездили всю республику и многие области страны. В составе российских делегаций Ишмулла Ишкалеевич представлял башкирское искусство во Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, Польше, Афганистане, Японии и многих других странах. Ему неоднократно довелось выступать во Дворце съездов в Москве, ему рукоплескали восхищенные зрители Парижа, Токио, Рима, Берлина и Варшавы. Особенной популярностью всегда пользовался танец «Загида» в исполнении танцовщицы Рашиды Туйсиной под аккомпанемент волшебного курая Ишмуллы Дильмухаметова, а также оригинальная композиция «Мой Урал». Вот как образно описывает его выступление поэт и публицист Рашит Шакур: «…Вот издалека, будто из глубин времени и пространства, доносится песня об Урале. Это импровизация самого певца на слова великого Салавата. Песня звучит все сильнее и сильнее. На сцену выходит широкоплечий, празднично одетый – в красочном еляне, в лисьем малахае, в расшитом яркими узорами сарыке певец с кураем в руках. И песнь его под стать самому Уралу, его вершинам и просторам, его рекам, полям и небесам. В ней – живые голоса Урала и биение людских сердец, любовь народа к своей матери-земле и боль за все, что выпало на ее долю: Ай, Урал ты, мой Урал, Великан седой, Урал! Головой под облака Поднялся ты, мой Урал! Так пел когда-то Салават Юлаев, полководец и поэт. И мы верим, что именно так звучали эти слова поэта, именно таким голосом говорило его сердце. И мы, завороженные, почти не замечаем, не успеваем уловить того, что в какое-то мгновение, завершая песню, певец плавным широким движением подносит к губам курай, и пение переходит в музыку. Это уже башкирская народная героико-эпическая мелодия «Урал», ставшая у нас гимном родной земле. Неистово, самозабвенно играет на курае Ишмулла Дильмухаметов, ибо неистова и самозабвенна любовь башкира к своим родным горам и степям, к своей многотрудной и героической истории. Об этом повествует мелодия «Урал». Игра Дильмухаметова, наполненная высоким эмоциональным содержанием и поэтико-философским видением мира, проникает в самые глубины души человека, отдается в нем и любовью, и болью, и высокой радостью сопереживания. Она понятна и близка каждому, кто способен по-нимать народ и сопереживать поющей, страдающей и любящей душе народа. Мелодия постепенно затихает, как бы уходя в глубину гор и степей, в глубину времен… Исполнитель уже оторвал от губ курай и продолжает играть горлом. Так завершается мелодия, так проходит через нашу душу и сердце эпическая поэтическая картина об Урале…». Ишмулла Дильмухаметов получил известность и как блестящий знаток истории родного края, и фольклорист. Он мог часами рассказывать о прошлых событиях, произошедших в том или ином регионе Башкортостана и России в средние века, хорошо знал о исторических взаимоотношениях башкир с казахами и калмыками. Эти знания помогли ему проявить себя в и качестве писателя. Именно по его либретто композитор Загир Исмагилов смог создать свои оперы «Послы Урала», «Акмулла» и «Кахым турэ». Он остался в памяти как композитор, создавший десятки песен, которые полюбились зрителям. Многие его песни и мелодии исполняются по сей день, став поистине народными. За большой вклад в развитие башкирской и российской культуры Ишмулле Дильмухаметову были присвоены высокие звания «Народный артист БАССР» и «Заслуженный артист РСФСР». В 1974 году он стал лауреатом Государственной премии им. Салавата Юлаева. Скончался Ишмулла Дильмухаметов 19 октября 1984 года нелепо и трагически. Возвращаясь с позднего концерта в Доме актера, поспешив на автобус, он случайно попал под машину. Его имя не забыто. В 1992 году режиссером Амиром Абдразаковым снят получасовой фильм о жизни и творчестве кураиста. В 2008 году в республике прошли торжества по случаю 80-летия со дня рождения Ишмуллы Дильмухаметова. В уфимском Конгресс-холле состоялся большой концерт, посвященный его памяти. Проходят республиканские конкурс кураистов и конкурс исполнителей на башкирских народных музыкальных инструментах на призы имени Ишмуллы Дильмухаметова. На доме № 9 по улице Заки Валиди в Уфе, где долгие годы жил и работал музыкант, установлена мемориальная доска с барельефом. В издательстве «Китап» вышла книга воспоминаний его коллег и друзей. В поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы, райцентре Акъяр, селе Юлдыбаево Зилаирского района появились улицы, носящие имя выдающегося кураиста. Автор: Владимир Романов Источник - www.bashinform.ru | |
Просмотров: 3915 | |
Всего комментариев: 0 | |