Главная » Статьи » Биографии » Музыканты |
Роберт Загретдинов
Роберт Абдрахманович Загретдинов — всемирно известный исполнитель на народном башкирском инструменте кубыз (варган). Он смог продемонстировать всему музыкальному миру огромные возможности незатейливого на первый взгляд инструмента, с которым он объездил многие страны. На Всемирном международном фестивале традиционных народных инструментов, который состоялся в 1991 году в Якутске, Роберт Загретдинов был удостоен звания «Виртуоз – кубызист мира». На другой международный фестиваль в 1998 году, прошедший в Австрии, музыкант был приглашен уже в качестве члена жюри. Здесь ему было присвоено почетное звание «Мастер международного класса по кубызоведению», что дало ему право вести мастер-классы в любых музыкальных учебных заведениях мира. Уроки мастерства уже состоялись в Австрии, Бельгии, Болгарии, Голландии, Польше, Швейцарии. С гастрольными поездками Роберт Загретдинов побывал также в Германии, Италии, Монголии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии. Роберт Загретдинов родился 16 декабря 1932 года в деревне Азикеево Мечетлинского района Башкирской АССР. Разве мог деревенский мальчуган, смастеривший свой первый кубыз из металлического троса от телеги, представить, что когда-нибудь ему будут рукоплескать в зарубежных странах? Да он и не знал о них. На просьбу Роберта купить гармошку отец лишь горестно вздохнул: «Сынок, она ведь семь пудов муки стоит, как зимовать-то будем?» В семье Загретдиновых росло восемь детей. Но голь на выдумки хитра. Малышу удалось склеить меха найденной отцом сломанной гармони, и вечерами он сидел и «играл» на беззвучном инструменте. Но Роберт слышал музыку. Она звучала у него в душе. Откуда же у сельского мальчишки такая тяга к ней? Да от пастбищ, где 11-летний Роберт вместе с тетей приглядывал за колхозными телятами. Когда один в поле, волей-неволей начинаешь слушать и слышать природу. Да и сам становишься частью ее. — Я еще не умел плавать, и мать говорила мне, чтобы я держался за хвост самого большого теленка, когда перехожу речку, — вспоминает Роберт Абдрахманович. — Чумазый, без рубашки, я, наверное, напоминал негритенка. Роберт любил, когда в их избе собирались женщины и играли на кубызе. Перед его глазами сразу вставали родная речка и луг. Мать прятала от него инструмент чуть ли не под самым потолком, считая, что ребенок сломает его. И Роберт доставал кубыз, когда никого не было дома. Выучив несколько мелодий, упросил соседей-кузнецов сделать ему такой же. Не за просто так, конечно, за распиловку дров. С этого кубыза и началась его музыкальная карьера. Мальчишку стали вечерами звать на берег реки, где собиралась молодежь. Под его игру пары танцевали. Но «диджеем» он побыл недолго. Отец настоял на том, чтобы сын освоил какое-нибудь ремесло. И Роберт выучился на точильщика кос в ремесленном училище города Екатеринбурга. Пока жил в заводском общежитии, начал играть на хромке. И его опять стали возить по компаниям. Теперь уже городским. О кубызе пришлось забыть. А из армии Роберт привез умение... играть на аккордеоне. Отец же встретил его с большими по тем временам деньгами — 1200 рублей. Сказал: «Строй дом и женись». Сын отказался делать и то, и другое. Уехал в Уфу на шестимесячные курсы баянистов. Работая в Мечетлинском районном Доме культуры, Роберт Загретдинов стремится получить профессиональное музыкальное образование, заканчивает экстерном среднюю школу и одновременно обучается нотной грамоте. Это позволило ему поступить на отделение народных инструментов Уфимского училища искусств, которое он окончил в 1962 году. Позже он успешно завершил учебу в Свердловском музыкально-педагогическом институте. В 1969 году Роберт Загретдинов стал работать в музыкально-педагогическом училище города Уфы. В этот период возрождается его интерес к игре на кубызе. Музыкант начинает сам изготавливать инструменты, совершенствовать их, изобретать новые модификации: от деревянного — до электронного. Творчество Роберта Загретдинова интернационально. Обнаружив общность фольклора народов мира, он стал исполнять музыку монголов, якутов, немцев, финнов, французов и других народов. Музыкальный репертуар кубызиста-виртуоза обширен. Он исполняет башкирский и татарский фольклор, песенно-танцевальные наигрыши (кыска-кюй, халмак-кюй), музыкальные импровизации звуко-изобразительного характера, имитирующие голоса природы, или звуковой фон урбанистической цивилизации. Его исполнительской манере присущи импровизация, техническое совершенство, тонкая тембровая нюансировка, высокое владение особенностями мелодики того или иного народа. В его репертуаре более 200 произведений: переложения сочинений русских, башкирских, зарубежных композиторов для кубыза, инструментальные варианты многих башкирских народных песен, оригинальные импровизации и собственные сочинения. Роберт Загретдинов стал первым исполнителем партии кубыза в «Варган-симфонии» Мурада Ахметова в 1996 году. Является автором более 50 песен и инструментальных пьес, в том числе сочинений для кубыза, курая и кубыза, баяна. Он усовершенствовал кубыз, является автором патентов на изобретение ряда разновидностей кубыза – трехязычкового, кулисного, электронного, винтового, двухстороннего губного, двух-, трех- и многоканального, хроматического и других. Он изобрел инструмент кумбру, совмещающего признаки кубыза и думбыры. Загретдинов является автором книги о кубызе, учебно-методического пособия «Школа игры на кубызе». Его творчество записано на компакт-дисках, грампластинках фирмы «Мелодия», хранится в фонотеке Башкирского радио и телевидения. В альбоме «Варган», который можно найти в Интернете, имеется около 30 композиций и импровизаций в исполнении музыканта. За заслуги в области культуры Роберту Загретдинову присвоены почетные звания заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан. Он отличник просвещения России и Башкортостана. Является лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Скончался 1 марта 2016 года после продолжительной болезни на 84-м году жизни. Автор: Владимир Романов Источник - bashinform.ru | |
Просмотров: 10569 | |
Всего комментариев: 0 | |