Главная » Статьи » Биографии » Актеры |
Сахибъямал Гиззатуллина-Волжская
Сегодня мы поминаем добрым словом первую женщину-актрису Башкортостана и Татарстана Сахибъямал Гиззатуллину-Волжскую, которая много сделала для становления национального театра. Сахибъямал Гиззатулловна родилась 15 мая 1892 года в Казани в образованной семье. В 1902 году окончила русскую начальную школу, одновременно училась в мусульманской женской школе и посещала танцевальный класс. В июле 1907 года в Нижнем Новгороде Сахибъямал поступила в «Мусульманскую труппу драматических артистов, музыкантов и вокалистов» Ильясбека Ашкадарского (нашего земляка, уроженца поселка Шингак-Куль), которая позже стала основой известной труппы «Сайяр». Впервые дебютировала в роли Шафики в мелодраме турецкого драматурга Намыка Кемаля «Жалкое дитя». Она была одной из первых мусульманских актрис того времени, зрители поражались мощной энергетикой, актерским талантом этой хрупкой девушки. В 1912 году Сахибъямал Гиззатулловна организовала в Уфе профессиональную труппу «Hyp», на основе которой впоследствии был создан Башкирский драматический театр. Здесь она была ведущей актрисой, режиссером и творческим лидером, за два-три года создав огромный репертуар из башкирских, татарских, русских, азербайджанских и турецких пьес, большей частью в своей постановке. Труппа просуществовала 10 лет — до 1922 года, объехав с гастролями Урал, Поволжье, Среднюю Азию и Северный Кавказ. Сахибъямал Гиззатулловна проявила себя как выдающаяся актриса реалистического направления. Впервые на национальной сцене она исполнила основные роли в спектаклях по произведениям зарубежной классической драматургии: Луизы («Коварство и любовь» Фридриха Шиллера), Трильби (в одноименной пьесе Григория Ге), Марианны («Скупой» Жан-Батиста Мольера). Точностью и правдивостью отличались созданные ею образы Сарби («Распутство» Галиаскара Камала), Биби («Несчастная Бибиджан» Сеид-Заде), Катерины («Гроза» Александра Островского). Глубиной чувств и тонким лиризмом были проникнуты роли Зюбейды («Живи, Зюбейда, буду жить и я» Сагита Рамиева), Галии и Фатимы («Брачный договор» и «Учительница» Гаяза Исхаки). В 1918 году Сахибъямал Гиззатулловна организовала фронтовую труппу при 2-й армии Восточного фронта, большая часть актеров этой труппы позже вошла в Уфимский татаро-башкирский театр. В 1920 году возглавила Татарский драматический театр в Ижевске. В 1922-24 годах работала в театре им. Красного Октября в Казани, затем руководила самодеятельными драматическими кружками. В 1923 году выступала на сцене Башкирского театра драмы, где создала яркие и выразительные образы Зулейхи в пьесе Карима Тинчурина «Юсуф и Зулейха» и Сарби в пьесе «Молодые сердца» Фатхи Бурнаша. В своей режиссерской деятельности Сахибъямал Гиззатулловна стремилась к героико-романтическим и трагическим сюжетам, к изображению сильных чувств и переживаний. В 1926 году ей в числе первых было присвоено звание заслуженного артиста Татарской АССР. Жизни и творчеству выдающейся актрисы посвящена пьеса Наки Исанбета «Гульджамал». Премьера спектакля состоялась в Уфе в 1963 году, на второй премьерный спектакль в Казань из Ижевска приехала сама семидесятивосьмилетняя Гиззатуллина-Волжская. Стареющая актриса, которую еще при жизни сравнивали с Ермоловой и Комиссаржевской, более всего боялась забвения. «Заклинаю, — просила она. Не стирайте, не вымарывайте из памяти моего имени...». Ее не забыли. Хорошо помнят и знают ее в Уфимском татарском театре «Нур». В память об этой удивительной женщине, давшей жизнь и имя нынешнему театру, недавно коллектив театра подготовил литературно-музыкальный вечер, где звучали строки из дневника актрисы, ее сохранившийся в записи голос, читались стихи, пелись песни, играли музыканты, и артисты сегодняшнего «Нура» представляли сцены из спектаклей. В Казани осталось несколько мест, связанных с именем Сахибъямал Гиззатуллиной-Волжской. Одно из них – старинное здание так называемого «Восточного клуба». Второе – дом по улице Карла Маркса, где актриса жила в 1966-1974 годы. Сахибъмал Гиззатулловна скончалась 6 апреля 1974 года в Чистополе. Похоронена в Казани на кладбище Новотатарской слободы, совсем недалеко от Габдуллы Тукая. Статьи о жизни и творческой деятельности выдающейся актрисы помещены в Краткую энциклопедию «Башкортостан», 2-й том Башкирской энциклопедии, Большой энциклопедический словарь. Автор: Владимир Романов Источник - bashinform.ru | |
Просмотров: 2563 | |
Всего комментариев: 0 | |