Главная » Статьи » Биографии » Актеры |
Вазих Сайфуллин
Сегодня исполнилось бы 95 лет выдающемуся представителю башкирского театра Вазиху Кашаповичу Сайфуллину, который отдал любимому делу почти полвека. Любители сцены хорошо знали его как талантливого актера, режиссера и драматурга. Вазих Сайфуллин родился 6 января 1929 года в деревне Аминево Сафаровской волости Уфимского кантона Башкирской АССР, ныне Чишминского района Республики Башкортостан. Тяга к искусству проявилась у него с самых юных лет и привела его в Уфимское театрально-художественное училище, которое он успешно окончил в 1952 году по классу режиссера Хазиахмета Бухарского. По распределению Вазих Кашапович был направлен в Аургазинский колхозно-совхозный театр, с 1956 года он стал называться Салаватским государственным башкирским драматическим театром. В этот период он сыграл десятки главных и второстепенных характерных ролей в постановках национального и классического репертуара. Зрителям молодой актер запомнился талантливой игрой в спектаклях «Галиябану» Мирхайдара Файзи (Исмагил), «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова (Сыщик), «Иргиз» по роману Хадии Давлетшиной (Ниязгол), «Доходное место» Александра Островского (Белогубов) и многих других. Актёрские работы Вазиха Сайфуллина отличались отточенностью пластики, глубоким проникновением в образ, острой характерностью. С 1953 года он являлся членом Союза театральных деятелей. В 1959 году поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и учился по классу Георгия Товстоногова. В годы учебы он пишет пьесы, ставит спектакли в Сибайском и Салаватском театрах. В 1963 года Вазих Сайфуллин, еще будучи студентом, назначается главным режиссером Салаватского драматического театра. Именно в этот период были осуществлены лучшие постановки театра: «Обжалованию не подлежит» Токтобулата Абдумомонова, «Чудак» Назыма Хикмета, «Эзоп» Гильерме Фигейредо, «Смелые девушки» Тамерлана Гиззата, «Бай и батрак» Хамзы, «Перед смертью» Шамиля Рахматуллина и другие. Всего на салаватской сцене Вазих Сайфулллин поставил более 70 спектаклей. Его режиссёрскому искусству были присущи историзм, острота морально-этических проблем, ясность идей и сценических решений, тщательная индивидуальная работа с актёром. В своей работе Вазих Кашапович особое внимание уделял работе с современными национальными драматургами. В этот период с огромным успехом прошли первые гастроли Салаватского театра за пределами Башкортостана в Казани. Тогдашний главный режиссер татарского академтеатра им. Г.Камала, народный артист СССР Марсель Салимжанов дал очень высокую оценку салаватцам, сказав: «Театр из Салавата показал нам, как играть, как преодолевать трудности творческих исканий, его афише мог бы позавидовать любой столичный театр…». В 1968-1971 и 1978-1990 годах Вазих Кашапович работал директором и режиссером Башкирского академического театра драмы имени М.Гафури. К его самым известным режиссерским работам того периода относятся спектакли «Миляуша, горькая рябина» Нажипа Асанбаева, «Живой труп» Льва Толстого, «Каждый ищет любви» Дагмар Нормет, «Зимагоры» Сагита Мифтахова, «Дети мои» Ангама Атнабаева и другие. С 1971 по 1973 год Вазих Кашапович был режиссером Госкомитета Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию. Долгие годы его музой и путеводной звездой, первым критиком и опорой, верной спутницей жизни была актриса Райса Гарифовна Сайфуллина. В некоторых спектаклях они составляли блестящий дуэт. За большой вклад в развитие театрального искусства Вазих Кашапович был удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР и Российской Федерации. В 1967 году он стал лауреатом Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в Москве. Вазих Сайфуллин скончался 2 ноября 2002 года в Уфе и похоронен в родной деревне. Автор: Владимир Романов Источник - www.bashinform.ru | |
Просмотров: 1610 | |
Всего комментариев: 0 | |