Главная » Статьи » Биографии » Актеры |
Муллаян Суяргулов
Исполняется 90 лет актеру Муллаяну Зияиитдиновичу Суяргулову — одному из блестящих артистов Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури, который уже много лет дает возможность зрителям прикоснуться к волшебному театральному миру, заставляя их и плакать, и смеяться. Муллаян Суяргулов родился 21 ноября 1934 года в деревне Байназарово Бурзянского района Башкирской АССР, ныне одноименного муниципального района Республики Башкортостан, в крестьянской семье. С детства хорошо пел и танцевал, принимал участие в художественной самодеятельности. Мог удивительно точно изобразить манеры и походку любого односельчанина, доброй шуткой поднять настроение земляков. Даже и не мечтал деревенский мальчишка, что когда-нибудь будет жить в Москве, видеть воочию известных деятелей театра. В 1954 году Муллаян Суяргулов поступил в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Учился он в Башкирской национальной студии у выдающихся актеров и педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, убежденных последователей системы Станиславского. От своих наставников Муллаян узнал многое о бесконечных возможностях театра, с их помощью пробудил в себе вкус к характерности, артистическое воображение. В ГИТИСЕ ему пришлось видеть и близко общаться с Руфиной Нифонтовой, Вячеславом Тихоновым, Нонной Мордюковой и другими будущими звездами советского кино. После успешного завершения учебы Муллаян Суяргулов с 17 сентября 1959 года стал работать в Башдрамтеатре. С тех пор в трудовой книжке артиста имеется только одна запись. В 1984 году он вступил в Союз театральных деятелей. Дебютировал молодой актер в спектакле «Жизнь Ильича» по пьесе Николая Погодина «Третья патетическая». Динамичный образ рабочего Проня, которого блестяще сыграл Муллаян Зияиитдинович, запомнился зрителям. Первый успех буквально окрылил начинающего артиста. С тех пор он сыграл десятки ролей в спектаклях национального и классического репертуара, проявив себя в качестве яркого комедийного актера. В каждый из своих образов Муллаян Суяргулов вкладывает весь свой незаурядный талант, отдает частичку сердца и души, поэтому они всегда блистательны и проникновенны, убедительны и искренни, надолго оставаясь в памяти зрителей. В большинстве сыгранных ролей актер смог в полной мере использовать свой незаурядный комедийный дар, присущий ему истинно народный юмор. Муллаян Зияиитдинович часто прибегает к импровизации для усиления эффекта воздействия на зрителя, не отходя от канвы пьесы и замысла автора. Такие пассажи актера публика обычно встречает аплодисментами. Заметными явлениями в театральной жизни республики стали созданные Муллаяном Суяргуловым образы Ябагаева («Страна Айгуль» Мустая Карима). Хуснуллы («Асылъяр» Мирхайдара Файзи), Мукая и Салима («Зятек» и «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова), Шарифьяна «Озорная молодость» Ибрагима Абдуллина), Бадретдина («Завидуй, Америка, завидуй!» Сулеймана Латыпова) и другие. Удивительный талант актера позволяет Муллаяну Зияиитдиновичу со всей обличительной силой и проникновенностью играть как положительных, так и отрицательных персонажей. Большой глубиной и законченностью психологических и социальных характеристик отличается образ Терешко, сотворенный Муллаяном Зияиитдиновичем в спектакле «Трибунал» по пьесе Александра Макаёнка. Актер отметился и в отечественной фильмографии, талантливо и запоминающе сыграв основные роли в фильмах Одесской киностудии «Жажда» и Мосфильма «Салтанат». В 1972 году он стал дипломантом Всероссийского фестиваля драматургии театрального искусства народов СССР, прошедшего в Москве. За большой вклад развитие национального театра Муллаян Суяргулов удостоен почетных званий народного и заслуженного артиста Башкирской АССР. В жизни Муллаян Зияиитдинович очень прост и общителен. Многим материальным вещам предпочитает беседу с интересным собеседником. Случайно повстречав знакомого на улице, увлекшись разговором, может забыть обо всем на свете. Свою игру на сцене он также воспринимает как встречу со зрителем, всегда ждет ее с нетерпением, неизменно торопится поделиться с любителями театра чем-то интересным и новым, вместе порадоваться или чуть-чуть погрустить. ИА «Башинформ», Владимир Романов | |
Просмотров: 1820 | |
Всего комментариев: 0 | |